Человек искусства: на пути к себе

Человек играет только тогда, когда он в полном
значении слова человек, и он бывает вполне
человеком лишь тогда, когда играет.






Шиллер



Природа искусства неуловима особенно это чувствуется в наши дни, когда грани между видами и формами искусств стираются, и возникает нечто потрясающее своей неожиданностью и широтой охвата различных сторон жизни современного человека и всего мироздания.

Культура и в частности искусство это мир смыслов, это особое место, где человек чувствует себя как рыба в воде (по крайней мере, должен себя так чувствовать), это его естественная сфера обитания. Смысл – это неуловимая, идеальная сущность, но это то, что реально жизненно необходимо для полноценной жизни человека. Осмысливая этот мир и себя в нем, человек тем самым создаёт новый мир. Он увеличивает, усложняет структуру окружающей действительности, ровно на столько, на сколько, позволяют его душевные силы и мощь интеллекта. Смысл придаёт статус самостоятельности человеческому бытию. Это возможность преодолеть состояние страха и начать путь к абсолютной свободе. Это сложный процесс освоения мира духовным ядром, которого является художественный символ. Осознание важности и значительности нашего выбора во многом определяет заинтересованность и успешность всех наших начинаний. В противном случае – бессмысленность окружающих явлений и процессов порождает бессилие и апатию, отнимающие последнюю надежду и веру в человека. Возможно, здесь действует не только субъективный фактор. В источниках искусства числятся: стремление к изменению, стремление к подражанию, стремление к символическому изображению – объективно существующие стремления соответствующие человеческой природе. С древнейших времен сохранились материальные свидетельства об этих источниках.

Первобытное искусство уже было синкретичным и всё создаваемое древними имело определенное космологическое значение. Видимо, сегодня завершается большой цикл развития искусства как важнейшей составляющей исторического процесса. Сфера искусства подходит к новому витку спирали развития, когда становится актуальным синтез всех достижений человечества и возникает глобальное пространство диалога «всех со всеми». Лев Николаевич Толстой определил искусство как способ непрямой коммуникации между людьми. Эту дефиницию стоит дополнить важной деталью – не только между людьми, но и с природой в целом – это диалог человека с окружающим его безграничным миром. Так космологическое значение становится вновь актуальным. В этом случае человек выходит на новый уровень восприятия мироздания, своего места в нём и коренного его преобразования.

Искусство, принимая разные формы, стимулирует мысли, чувства, представления, идеи через первичные формы восприятия - ощущения. Фундаментальная человеческая потребность в гармонии, уравновешенности и ритме воплощается в искусстве как в способе ощутить свою связь со Вселенной. Более того, искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру со своим посланием. Широкий диапазон форм, символов, идей в искусстве даёт способы применять воображение без ограничений, накладываемых языком, где слова следуют в строгой последовательности и каждое из них имеет определённое значение.

Ощущение связи со Вселенной это то чего очень не хватает современному человеку – он чувствует свою потерянность и отчужденность от окружающего и некоторые артефакты буквально кричат об этом, порой, даже кажется, что они способствуют этому, усугубляя положение. Но у человека есть ещё одна важнейшая потребность это стремление к абсолютной свободе. Слушая музыку, стихи или рассматривая картину, человек, в первую очередь, воспринимает меру свободы автора в той или иной технике самовыражения. Широкий диапазон интерпретации ограничивается только воображением человека. В артефакте встречаются две бесконечности это безграничность окружающего мира и буйство человеческой фантазии. С помощью творчества человек не просто самовыражается, он познает безграничность вселенной и создаёт новые миры. Без этого мы чувствуем свою неполноценность и замкнутость. Человек это единственное существо, которое чувствует вечность – нечто неизменное и постоянное в нашей жизни. Любой предмет искусства – это прорыв в иную реальность, в пространство безграничной свободы. Спонтанная активность человека, общающегося с предметом искусства, включает его в единую гармонию ритмичных процессов универсума. Безграничность фантазии уравновешивается бесконечностью Вселенной.

Рост утилитарности, функциональности, нацеленности на коммерциализацию — одна из характерных черт современного искусства нисколько не отрицает выше сказанного. Хорошо расслабиться или развлечься человек просто обязан во все времена и особенно в наше, а искусство постмодерна предоставляет яркие, разнообразные и цивилизованные формы реализации этой потребности. Спрос на рынке это важный показатель востребованности искусства, а повышение уровня потребления художественного продукта это прямая обязанность учреждений культуры и в первую очередь художественных музеев. Именно в музеях с использованием современных технологий должны развиваться благоприятные условия по созданию особой атмосферы творчества и самоактуализации, когда посетитель получает особое настроение и целый веер эмоций стимулирующих к дальнейшему воплощению своих стремлений.

Ещё Сократ в Древней Греции использовал прекрасный способ активизировать процесс осознания и переосмысления многих, казалось бы, очевидных вещей – это была ирония. В быту она сродни притворству, игре с понятиями, смыслами, что давало возможность свободно переходить через границы установленных правил и мнений, не будучи связанным никакой окончательной истиной, а на уровне философской жизненной позиции ирония начинает отождествляться с рефлексией вообще – осознанием себя своих мыслей и чувств.

Используя иронию художник-постмодернист подобен Сократу провоцирующему к ответной реакции и осознанию того что происходит на самом деле. «Оригинальность, неожиданность и легкость вхождения в пространство неодномерной мысли, собственно говоря, и рождает художественную ценность иронического образа. Каждый художник-ироник является в мир с неповторимым даром. Не с темой и манерой, а с тем особым зрением, которое не дается подражателям и последователям-буквалистам. Эпигоны способны имитировать элементы формы, а ирония требует концептуального видения, языкового чутья и остроумия.

Вместо того чтобы встраивать новое содержание в рамки старых смысловых структур, ирония заставляет заметить узость этих рамок и устремляет к выработке новой системы ценностей». [1]

Художественно-революционная ситуация наших дней возникает благодаря революционному потенциалу Постмодерна. С изменением ценностных ориентаций общества и смещением различных духовных пластов возникает диалог различных позиций и установок, внешне более похожих на передразнивание – здесь игровые принципы выходят на первый план. Но свободная деятельность не связанная с обыденной жизнью, что в принципе и может называться игрой, не означает простую имитацию – это особое состояние, когда человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за своё бытие. Пространство современного искусства погружает в атмосферу игры, а точнее в сферу поиска состояния независимости или той точки опоры, которая даст возможность перевернуть весь мир.

Не стоит абсолютизировать релятивизм постмодерна в эстетике и даже в этике – во многих случаях это «кураж», намеренное провоцирование и предложение поразмышлять над «щекотливыми» темами табуированными традиционным искусством. Взгляд русской философии в лице Вышеславцева Бориса Петровича остаётся актуальным и поныне: «Искусство есть преображение низших бессознательных и подсознательных сил, возведение их к высшему, великий порыв к сублимации, призыв к преображению всей жизни». [2] Ключом к этому преображению являются желания человека, его стремления и предпочтения. А процесс «декодирования желаний» должен превратиться в «конвейер актуализации смыслов и чувств» в рамках современных учреждений культуры.

По мнению известных идеологов постмодернизма Делёза и Гваттари «бессознательное – не театр, а завод, производящий желания. … Особую остроту приобретает вопрос о том, кто может быть подлинным агентом желания, творцом жизни. Им оказывается тот, в ком сильнее импульс бессознательного, - ребёнок, дикарь, ясновидящий, революционер. Однако качества всех этих «шизо» уступают высшему синтезу бессознательных желаний, венцом которых выступает художник» [3].

Человек и особенно художник, в силу своей природы, имеет четкую позицию по отношению к миру в целом – он пытается освоить окружающее его пространство. Каждый из нас владеет определённым набором возможностей для этого. Одной из важнейших форм освоения мира является искусство. Благодаря, своей специфике современное искусство устанавливает новые уровни и пространства в реализации человеческого потенциала. Оно предоставляет целый арсенал средств для очеловечивания окружающего пространства и самоактуализации внутреннего мира каждого.

«Человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает» - эти слова Жана Поля Сартра выхватили самую суть - когда человек перестаёт осуществлять непосредственную спонтанную активность, доставляющую радость тогда он теряет интерес к окружающему и его уже ни чего не удерживает в этой жизни кроме страха неизвестности. Игра даёт положительный настрой на любую форму проявления своих возможностей в различных сферах. Воплощение собственных впечатлений и переживаний или любая художественная деятельность, также часто называется игрой. Творческое усилие состоит в том, чтобы освободиться от унылых стереотипов повседневного восприятия, способствующих эмоциональному равнодушию, и посмотреть на вещи свежим взглядом – так, как если бы вы их видели в первый раз, или, что тоже, как если бы вы могли вернуться к детской непосредственности в их восприятии.

Художественное творчество как создание мира образов и на его основе коренного преобразования реальности, фактически, является, чуть ли не единственной, привилегией человека. «Субъективный образ объективной действительности» это одно из самых распространённых определений того что делает нас людьми – нашего сознания. Такое понимание сознания фактически напрямую отсылает нас в мир искусства. Получается что независимо от того чем занимается человек всю свою жизнь – он созидает свой, уникальный мир образов, впечатлений, эмоций, ценностей, то есть является художником в той или иной мере. А если человек начинает «чувствовать себя вне игры» на личностном уровне и в глобальном, мировом масштабе, тогда начинается процесс распада личности и творческая энергия превращается в заряд огромной разрушительной силы готовый взорваться в любой момент.

Человек искусства не просто играет светом, цветом, звуками, чувствами и всем что его окружает, в первую очередь он является первопроходцем на неизведанных просторах. А ироничный взгляд на себя, окружающих и мир в целом даёт прекрасную возможность держать ситуацию под контролем при любых обстоятельствах. Жизнь творца это постоянный поиск нового, приносящего радость познания и единения с миром, поиск определенного уникального направления и, в конечном счете, долгожданным результатом всех жизненных исканий художника может стать только одно - это путь к себе – освобождение от всех страхов, стереотипов, заблуждений и обретение своего истинного лица.



Литература.



1. Елена Третьякова. Ирония в структуре художественного текста /Научно-культурологический журнал (№19 [73] 15.10.2001)
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main

2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст.,сост.и коммент. В.В. Сапова.- М.: Республика, 1994. с. 50

3. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма – Издательство «АЛЕТЕЙЯ», Санкт-Петербург 2000. с. 98




Игорь Николаевич Паршин, заведующий сектором научно-просветительской деятельности

Волгодонский институт (филиал) ЮФУ