Семикаракорский фаянс: в поисках традиции

Каждый народный художественный промысел имеет определенные временные и географические параметры в истории и культуре этноса. Они формируются там и тогда, где и когда складывались все необходимые для этого условия. Среди наиболее важных следует назвать наличие природного сырья и потребностей людей в конкретных предметах быта, искусство мастеров, способных их изготовить и, разумеется, сложившаяся художественная традиция. Именно она, формируясь на протяжении жизни нескольких поколений, является маркером любого художественного народного промысла.

Художественная традиция, как правило, является тем духовным ключом, который позволяет трактовать мировоззрение народа. Исторически сложилось так, что в среде донского казачества на территории Нижнего Дона ни в один из периодов развития данной субкультуры не было зафиксировано появление ни одного художественного промысла, который был бы столь же известен и узнаваем, как художественные промыслы средней полосы России [1].

Лишь в 70-е годы ХХ в. на Нижнем Дону началось становление такого промысла - художественного фаянсового производства. Оно связано с работой Семикаракорского фаянсового завода (ныне ЗАО «Аксинья»), продукция которого вот уже более тридцати лет является визитной карточкой художественной культуры Донского края [2]. Между тем история его появления, художественная стилистика изделий до настоящего времени практически не исследована.

Фаянсовый завод Семикаракорска был построен во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 31 августа 1966 года №707 «О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию народных художественных промыслов» на базе цеха художественной керамики райпромкомбината. Становление проходило довольно органично, поскольку традиция изготовления керамики на Нижнем Дону существовала, по крайней мере, с момента зарождения донского казачества. В казачьем быту керамическая утварь занимала значительное место – ценилось, прежде всего, ее утилитарное назначение. Керамику любили за способность сохранять свежесть продуктов в условиях жаркого климата. Правда, стилистика и форма керамики в то время характеризовалась достаточной простотой, она не имела ярко выраженной традиции. Скорее, в ней отразились типичные черты начального этапа развития керамики.

Гончарным производством в основном занимались в станицах Старо – Григорьевской, Сиротинской и Ново-Григорьевской, причисленных ко Второму Донскому округу. Еще в начале ХIХ века в эти станицы из Харьковской губернии пришли малороссы, которые узнали, что из глины, находящейся в этих местах, можно делать гончарную посуду, они и занялись этим ремеслом. В 1869 году в перечисленных станицах было уже 46 гончарен, на которых работало сто мастеров. Это были либо люди, недавно приехавшие на Дон, либо нестроевые казаки. Развитие гончарства продолжалось в той или иной форме вплоть до 60-70-х годов ХХ в. [3].

Для реализации планов организации производства керамики в Семикаракорске были специально приглашены профессиональные художники. Появлению первых изделий из фаянса помогли молодые мастера-керамисты, среди них Л. В. Алдошина (1978 - 1991, 1993 - 2004 годы - главный художник). Приглашённые профессионалы получили опыт работы на фаянсовом заводе г. Конаково - бывшем императорском заводе, история которого составляет около двухсот лет. Впоследствии, очень долгое время мастеров из Семикаракорска обвиняли в присвоении художественного стиля Конаково. Но все эти заимствования были глубоко переосмыслены в поисках собственного узнаваемого стиля. Подобная практика творческого заимствования в истории народных художественных промыслов не нова. Так, например, кобальтовая гжельская роспись появилась благодаря творческому переосмыслению сине-голубой китайской росписи на фарфоре. Это не помешало гжельскому фарфору стать, говоря современным языком, брендом, высоко ценимым во всём мире, как профессионалами, так и любителями.

В марте 1973 г. в цехе художественной керамики был создан художественный совет предприятия, который утверждал авторские образцы изделий. Данная практика повсеместно уже существовала на других предприятиях художественных промыслов России, и здесь, в Семикаракорске, она стала частью сложного пути становления узнаваемой в настоящее время местной художественной традиции.

В этот период осуществлялись самые разные пробы в работе с керамикой: изготовление майоликовой посуды, роспись ангобами, попытка адаптировать гжельскую роспись под местный колорит и соответствующие сюжеты, роспись керамической посуды с использование различных солей.

К разработке форм керамической посуды, поиску цветовой гаммы, технологии росписи также был привлечён местный самобытный художник – И. И. Масличенко (1974 - 1978 – старший художник предприятия). Он создаёт майоликовые изделия с рельефами различной тематики, формы которых тяготеют к традиционной керамике казачьего края: квасники, кумганы, кружки, курительные трубки, наборы для пива, вина, кофе. Они обеспечили стабильную и прибыльную работу ранее убыточного цеха.

Директор предприятия Н.С.Арабский сделал всё от него зависящее, чтобы работающие на предприятии художники, как можно глубже «погрузились» в историю и культуру Донского края. Они принимали участие в этнографических и археологических экспедициях, посещали музеи Ростовской области, творческие встречи с участниками казачьих песенных коллективов.

С 60-х до середины 80-х годов ХХ века Московский научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) осуществлял научное руководство деятельностью по возрождению традиционных народных художественных промыслов, созданию предприятий-дублёров на всей территории СССР или, как в случае с Семикаракорском, становлению нового художественного промысла. Этот этап в истории предприятия также связан с именем Р. Р. Мусиной. При её непосредственном участием в 1983 году были определены основные установочные позиции, по которым должен развиваться художественный стиль семикаракорского фаянса:

- он должен быть основан на художественном переосмыслении экологических особенностей региона (растительные и животные мотивы);

-местная тематика должна получить развитие в сюжетной живописи и мелкой пластике;

- в основе декоративного стиля семикаракорского фаянса должна быть живописность [4].

Во второй половине 1980-х годов завершилось становление художественно-стилевой направленности промысла. Палитра семикаракорской росписи стала отражать многообразие цветов южной природы. В технике ручной росписи использован теневой мазок с подглазурными красками, округлость форм фаянса тяготела к традиционной керамике Донского края.

Рождение художественного фаянсового промысла на Дону, возможно, является феноменом «прорастания» традиционной народной культуры через напластования массовой (будь она советской или какой-либо другой). Руководители предприятия, творческие и технические сотрудники, художники, стоявшие у истоков становления данного донского художественного промысла, едва ли думали только об экономической эффективности проекта «Семикаракорский фаянс». Душа донского казачества в полной мере отразилась на праздничном белом фаянсе, расписав его палитрой донских степей и неба, передав необыкновенный колорит жизни казаков. Семикаракорскому художественному промыслу немногим более сорока лет (не считая предыдущего длительного исторического развития керамики), но, возможно, когда пройдёт ещё полвека, его можно будет назвать традиционным.



Основная литература и источники:



1. Володацкий В.П., Скорин А.П., Тикиджьян Р.Г.Казачий Дон: очерки истории и культуры. Р-на-Д, ООО «Терро», 2005г, с.224-329;

2. Архивные материалы музея ЗАО «Аксинья» (без номера);

3. Астапенко Г. На тихом, на вольном, на славном Дону… Р-на-Д, ООО «Тодикс: папир», 1998г, с.5-52;

4. Архивные материалы музея ЗАО «Аксинья» (без номера).




Галина Александровна Лезина, старший научный сотрудник ГБУК РО «ВХМ»

Краснодарский государственный университет культуры и искусств